5 типов сотрудников, которые снижают эффективность команды

Существуют типы сотрудников, которые в силу своих личных особенностей способны внести разлад даже в самый дружный и работоспособный коллектив. Они демотивируют коллег и разрушают привычные стандарты организации, от их действий снижаются результаты команды. Собрали пять типов токсичных сотрудников, а также способы их «нейтрализации».
Ирина Мамаева
Ирина Мамаева
психолог, журналист

⏱ Время прочтения — 5 минут

«Страдалец»

Это человек, которому всё всегда не так: от цвета стен в кабинете до размера зарплаты. Какие бы задачи ему ни поручило руководство, сначала он тяжело вздыхает, а после еще полчаса изливает в окружающее пространство свое недовольство и возмущение.

Работать с таким человеком тяжело: постоянные жалобы негативно влияют на других членов коллектива. К тому же трудится «страдалец», как правило, малоэффективно и порой провоцирует коллег делать так же.

«Наш отдел работал хорошо и слаженно, пока к нам не перевели Анну. Девушка вечно на всё жаловалась и плохо справлялась со своими обязанностями. Атмосфера в коллективе быстро стала напряженной, пропал рабочий настрой. Благо наше руководство быстро заметило, что происходит, и попросило Анну покинуть компанию».
Светлана, 37 лет, специалист по маркетингу *

«Застрявший во времени»

Опасность такого работника в том, что постепенно он становится серьезным балластом, тянущим компанию вниз. «Застрявший во времени» отвергает инновации, игнорирует дополнительное обучение и развитие, а его знания и компетенции так и остаются на уровне прошлых десятилетий. Между тем появляются новые методы работы, каналы общения с клиентами, меняется ассортимент и так далее — сотруднику с каждым днем становится всё сложнее успевать за общим ритмом.

«Революционер»

Обычно «революционеры» умеют хорошо продать себя высшему руководству: они с легкостью получают кредит доверия, возглавляют отдел, направление или проект и начинают глобальные перемены. Решительно разрушив всё, что было наработано до них, «до основания», они зачастую не понимают — что делать с этими руинами дальше? И перекладывают ответственность за неудачу на коллег, которые якобы не хотят перемен и вставляют палки в колеса.

Как следствие: прореха в структуре и процессах, а к тому же кадровые проблемы: от таких горе-руководителей нередко уходят ценные кадры.

«К моменту прихода нового начальника я уже три года трудилась в компании менеджером по продажам. Работа мне нравилась, клиенты были довольны, со стороны руководства никогда не получала замечаний. Новоиспеченный начальник чуть ли не с порога заявил, что мы всё делаем неправильно. Он попытался внедрить новую, абсолютно невнятную систему мотивации и продаж. В итоге многие клиенты разорвали контракты, менеджеры нашего отдела начали увольняться один за другим. Я держалась до последнего, но в итоге тоже ушла. Результат работы нового шефа — разваленный отдел продаж, потеря ключевых клиентов и миллионные убытки компании. Очень жаль, что высшее руководство слишком поздно осознало, что происходит».
Елизавета, 29 лет, менеджер по продажам *

«Болтун»

Это тот самый сотрудник, который всё про всех знает. Последние новости и слухи, обсуждение не только рабочей, но и личной жизни коллег — это всё «болтун». Но сплетни — не самое плохое, чего можно от него ожидать. Велик шанс, что такой работник может выдать конфиденциальную информацию конкурентам.

Перевоспитать «болтуна» очень сложно, а цена его проступка может быть слишком высока.

«Почти год мы работали над новым приложением для смартфонов. За две недели до релиза конкуренты выпустили на рынок продукт, на 90% аналогичный нашему. В результате разбора полетов выяснилось, что на протяжении всей нашей работы над проектом один из членов команды сливал информацию другой компании. После этого случая мы были вынуждены ввести проверку на полиграфе при приеме новых сотрудников».
Алексей, 38 лет, руководитель отдела ИТ-компании *

«Свой парень»

Такой сотрудник со всеми в хороших отношениях, много общается, рассказывает истории и анекдоты. Да и в компании он, скорее всего, уже долго работает. Что плохого в таком коллеге?

Дело в том, что «свои ребята» тратят слишком много времени на праздные беседы, потому что им скучно, а иногда просто лень заниматься своими прямыми обязанностями. Они по-дружески просят помочь, потом еще и еще. И коллегам в большинстве случаев сложно отказать — друзья ведь. Конечно, хорошие отношения с коллегами — это прекрасно, но в работе важнее всего работа. Держать такого человека в коллективе можно, но его придется постоянно осаживать.

Любой сотрудник — это набор не только профессиональных, но и личностных качеств. К сожалению, именно они иногда мешают и его собственной работе, и деятельности всего коллектива. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам справиться со сложными подчиненными и коллегами. А для того чтобы в вашу команду попадали только те, с кем комфортно работать, с самого начала внимательно отнеситесь к подбору персонала.

* Примечание редакции: имена героев вымышлены, любые совпадения случайны.

Назад к статьям об управлении персоналом